СЕГОДНЯ 22 ИЮНЯ

Внимание: новолуние
КАПУСТА и короли
 
ДИЗАЙН INDOOR & OUTDOOR > ДОМА
     

  ДОМА
НА УЛИЦЕ
В ГОСТЯХ

Ваша оценка:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


1    2    3    4    5    6     все

РУССКИЙ ДУХ в интерьере

О самоваре из Китая, матрёшке в Париже, первом дачнике Петре и последней версии резиновой калоши.




НЕ В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ
Свое мы не любим. И часто считаем, отчасти справедливо, что своего-то у нас и нет ничего. Дворцы итальянцы строили, Кремль – тоже, павлопосадские платки продолжают традицию индийских пашмин, палех срисован, дворянская мебель – точная копия западной, гжель – не гжель, а голландская изразцовая техника, решительно насаженная Петром Первым…




Вот уж кто не любил все старое русское! И нас этому научил. У него-то были на то причины: в детстве стрельцы чуть не убили, Москва полжизни в страшных снах снилась, и отдушину царь-реформатор нашел на Западе. А теперь мы тоже по заведенной традиции только на сторону и смотрим, даже не пытаясь среди заимствований и сувенирной «клюквы» найти исконно русские интерьерные ценности.




Найти их действительно нелегко. Со времен Петра Россия встроилась в европейский процесс, и отличить лондонца от петербуржца, французское платье от русского, итальянскую мебель от подмосковной стало не так-то просто. Разумеется, барокко, ампир, модерн в их российском варианте имеют свои особенности, но в целом это общая генеральная линия, которую не мы придумали, но старательно проводили.




Вот и выходит: мебель из карельской березы, расшитые золотом ткани, кузнецовский фарфор знают и ценят в основном коллекционеры, а для мирового сообщества важнее и интереснее наша постреволюционная эстетика. И еще такое явление, как dacha (на другие языки не переводится).





РУССКИЙ ДУХ в интерьере

ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ, ГОСПОЖА ДАЧА
Дача – это никакой не загородный дом (country house), это явление особенное, уникальное, русское. Началось все с того же Петра, раздавшего приближенным участки земли вдоль дороги на Петергоф – для устройства всяческих «монплезиров», и чтобы самому было приятно путешествовать с остановками.




«Монплезиры» строили в основном петербуржцы – москвичам и так было привольно в своей «большой деревне», застроенной городскими усадьбами. Но через некоторое время за город стали посматривать и они, даром что у большинства были поместью в разных губерниях.




В XIX-XX веках дача – это уже наше все. Деревянное строение с верандой, (подчеркнуто демократичное) и такой же образ жизни – без церемоний, хотя и без сельского труда. На дачах давали концерты (пел даже Шаляпин), устраивали спектакли, играли в лапту, лото, катались на гигантских шагах. В суровые годы – отсиживались, писали, пережидали. В общем, явление действительно историческое.




Нельзя сказать, что в архитектурном плане дачи были как-то особенно хороши – стандартные деревянные избы, часто с наличниками, которые ни один архитектор и за ценность-то не считает. Он знает: наличниками прикрывают некрасивые соединения оконных косяков и стен. По-хорошему нужно обходиться без них и идеально встраивать все столярные узлы и детали в оконный проем.




За настоящим искусством и истинно русской красотой надо ехать на Север, в поморские деревни, где до сих пор стоят ничем не украшенные мощные срубы, собранные без единого гвоздя, «в обло». Но туда не каждый россиянин доезжает – что уж говорить про иностранцев. Они интересуются Россией экспортной, а на экспорт у нас пошли самые яркие страницы истории: 20-30-е годы, конструктивизм, Родченко, революционное искусство.





РУССКИЙ ДУХ в интерьере

На ту эпоху пришелся мощнейший выплеск творческой энергии, и это чувствует любой непосвященный. Такие явления, как агитфарфор и агитлак (палехские шкатулки с росписями на советские темы), абсолютно уникальны, как и эстетика ранних советских плакатов Родченко, Маяковского, Малютина, Бограда, Длугача.




Графики и художники до сих пор изучают приемы фотомонтажа, шрифты и композицию, лежащие в основе плакатов Моссельпрома или афиш к фильму «Броненосец «Потемкин»». Любители советского искусства собирают коллекции авангардных работ 20-30-х годов, дополняя их более спокойными, но не менее экзотическими рекламами 40-60-х.




А художники по текстилю так просто откровенно передирают наше наследие – в орнаментах Любови Поповой и Варвары Степановой, созданных в постреволюционные годы для новых рабочих тканей, красок и экспрессии и на XXI век хватит с лихвой.




Что еще мы помним «нашего»? Конечно, 1961-й, полет человека в космос. Кстати, среди декораторов эта тема сейчас очень популярна. Возможность пофантазировать на тему никем не виданных миров вкупе с идеями «капсульности» и мобильности подкупают и интригуют.




И опять постреволюционное! В некотором смысле советская эпоха нивелировала в нашем сознании ценность того, что было «до», выработав стойкую аллергию на любую гжель и хохлому. Малейший намек на «лубочный» образ долгие годы отрицался категорически. Правда, постепенно вошел в моду русский антиквариат – но беда в том, что в период того самого исторического отрицания он практически был уничтожен.





РУССКИЙ ДУХ в интерьере

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
И вот, наконец, настал тот день, когда наши дизайнеры начали выходить с «русской темой» на мировой рынок – и добились успеха и признания!




Денис Симачев нещадно эксплуатирует в своих коллекциях хохлому, Евгения Миро расписывает вазы и платки для Hermes в стиле русских балетных сезонов, Дмитрий Самаль рисует лампы-купола, Дмитрий Логинов украсил плитку золотыми матрешками, Вадим Кибардин придумал современную вариацию старой доброй калоши…




Деревянные избы с конюшней за стенкой, грубо сколоченные скамьи вместо диванов и кроватей, лучины вместо ламп, курные печи без дымохода – все это, как и ослепляющие роскошью интерьеры Эрмитажа, достояние прошлого. Уместное в учебниках и музеях, но не в современных домах. В крайнем случае – в голливудских фильмах.




Однако у наших предков все же имеет смысл перенять две вещи. Первая – умение творчески переосмыслить чей-то опыт и идеи. Благодаря ему китайский хо-го некогда превратился в русский самовар. В конце XIX века в селе Абрамцево было заново открыто мастерство резьбы по дереву: вдохновляясь обширной коллекцией предметов народного искусства в местном музее, художники и столяры придумали свой собственный, «» абрамцевский», стиль резьбы.




Ну, а сегодня переживают второе рождение изразцовые печи, валенки и кружева. Но они уже совсем другие, адаптированные под избалованного жителя XXI века – в огне не горят, в воде не тонут и управляются с пульта. Могут даже спеть и станцевать.




И вот тут как раз время упомянуть вторую характерную примету русского уклада – естественность. Не в том смысле, что варить кашу в печи и есть деревянной ложкой (хотя и то, и другое, несомненно, добавит интерьеру русского «аромата») – нет. Естественность – это освобождение от лишних предметов и, как следствие, лишних проблем.




Если снова вернуться к русской избе, нельзя не восхититься продуманностью ее устройства и убранства: присутствие и расположение каждого элемента оправдано, необходимо и достаточно. А вот глядя на интерьеры в глянцевых журналах, невозможно избавиться от ощущения, что стоит появиться на этой блестящей новой техникой кухне тарелку с борщом – и идеальная картинка даст трещину. Ведь настоящая роскошь – быть свободным. Не становится рабом вещей, а использовать их, следуя своим естественным привычкам и потребностям.

И именно это – самый что ни на есть русский стиль.





РУССКИЙ ДУХ в интерьере

НАШЕ ВСЕ от А до Я





Агитфарфор После революции Императорский фарфоровый завод практически встал: привычки и прихоти буржуазии были явно не ко времени. Волевое решение принял Анатолий Луначарский:оставшееся «белье» (белые нерасписанные формы) были отданы художникам для создания нового революционного искусства. Так появились тарелки с лозунгами, чашки со звездами, чайники с абстрактными композициями, а впоследствии скульптуры солдат и матросов. Однако у рабочих и крестьян агитфарфор спросом не пользовался, покупали его исключительно коллекционеры, и сейчас это самые дорогие лоты на аукционах Christie"s и Sothby"s. Сегодня традиции агитфарфора продолжает студия Игоря Клименкова.




Граненый стакан Имеет 16 граней, вмещает 200 мл. Его дизайн традиционно приписывался Вере Мухиной, автору скульптуры «Рабочий и колхозница». Однако похожий предмет фигурирует на картине Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» 1918 года, тогда как Мухина занималась стеклом в 40-е годы, а первый «правильный» стакан был выпущен в 1943-м на заводе в Гусь-Хрустальном.




Карельская береза Появлением исконно русской мебельной ветви мы обязаны императору Павлу I. За годы своего правления он так испортил отношения с заграницей, что об импорте не было и речи. Пришлось начать делать что-то свое из своего же сырья. В качестве материала выбрали древесину перекрученных стволов березы с Карельского перешейка и из северных областей – она настолько закалена, что выносит любые эксперименты краснодеревщиков. А как она красива! Благодаря плотно сплетенным волокнам спилы карельской березы имеют необычайно интересную структуру, особенно хорош кап – наросты на стволе, дающие в срезе рисунок «пламени». Несмотря на это и на виртуозную работу русских мастеров, мебель «с пламенем» не слишком ценилась в дворянских усадьбах, считалась «не комильфо». В общем, все как всегда.




Лен Наша традиционная ткань, в последние годы ставшая супермодной. Западные производители давно работают над его усовершенствованием, включая добавки, благодаря которым он меньше мнется. И только у нас он остается таким, каким его ткали бабушки и прабабушки.





РУССКИЙ ДУХ в интерьере

Кобальтовая сетка Орнамент на сервизах Ломоносовского фарфорового завода (в него переименовали Императорский, хотя несколько лет назад старое название опять вернули), ставшее его визитной карточкой. Несмотря на всю свою традиционность, это относительно свежая роспись – ее придумала художница Анна Яцкевич в военные годы. Возможно, она вдохновлялась сервизами елизаветинских времен. В 1958 году посуда с этим орнаментом завоевала золотую медаль на выставке в Брюсселе.




Конструктивизм Наш собственный авангардный стиль в архитектуре, изобразительном искусстве и фотографии, насильно оборванный в середине 30-х. Особенно яркий след оставил в архитектуре – благодаря новому функциональному проектированию возникли фабрики-кухни, дома-коммуны, строгие монолитные здания с ленточными окнами. Сейчас памятники конструктивизма на грани разрушения. И кто пытается их спасти, привлекая внимание общественности? Конечно же, приезжающие в Москву иностранцы.




Матрешка Вокруг истории происхождения расписной куклы ходит много легенд – несмотря на то, что история относительно недавняя, конец XIX – начало XX века. Есть, например, версии о том, что ее прототипом стал не больше, не меньше мудрец с острова Хонсю. Точнее, символизирующий его деревянный болванчик. Однако никаких доказательств родства нашей русской красавицы с японским буддистом нет. Зато доподлинно известно, что на Всемирной выставке в Париже в 1900 году игрушка, сделанная слесарем Звездочкиным и расписанная художником Малютиным, получила бронзовую медаль. И в последующие сто с лишним лет завоевала огромную популярность во всем мире. В том числе и благодаря русским мастерам, которые превратили процесс изготовления матрёшек в истинно русский народный промысел. И даже у японцев румяные девицы в сарафанах и платках идут на «ура».




Яйца Фаберже Первое яйцо ювелирной мастерской Карла Фаберже было заказано в 1885 году Александром III как пасхальный подарок супруге. Идея была не нова, но исполнение превзошло все ожидания – с тех пор царская семья заказывала каждый год по яйцу. Яйца Фаберже высоко ценятся среди коллекционеров. Наряду с эстетикой дягилевских сезонов это один их немногих осколков нашей «прекрасной эпохи».




По материалам журнала «Квартирный ответ»







     


смотрите . в .


ПОИСК:  

КУПИТЬ 5200 Р




КВАРТИРНЫЙ
ВОПРОС
ПРЕДСТАВЛЯЕТ:

Спальня с канарейкой


смотреть виртуальный тур >


Разместить рекламу
Copyright © 2008 - 2018 ООО "Переделка-дизайн"

Сайт Дачный ответ на дачный вопрос по воскресеньям на НТВ. Воспроизведение в любой форме и распространение материалов сайта дачный ответ - DACHA.TV возможны только с письменного разрешения администрации.
  Главный редактор - Юлия Шишалова
Дизайнер - Ирина Коротич

поддержка сайта - freesystem.ru
Виртуальные туры – Студия виртуальных туров Vtours.ru